пятница, 2 октября 2015 г.

Тема 1: «Гигиенические основы физического воспитания».

Физическое воспитание - это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы.
      Задачами физического воспитания являются укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение сопротивляемости организма, формирование двигательных навыков, воспитание воли, дисциплинированности, чувства коллектива, закаливание, ознакомление с теорией, методикой и гигиеной физического воспитания.
      Центральной проблемой физического воспитания является нормирование объема и интенсивности двигательного компонента, которое осуществляется в соответствии с половозрастными особенностями личности, ее здоровьем, жилищно-бытовым и социальным статусом.
 Физическое воспитание школьников должно отвечать следующим гигиеническим принципам: постепенность, систематичность, комплексность, соответствие функциональным возможностям индивидуума, то есть применение разных средств физвоспитания при условии постепенного перехода от малых нагрузок к большим, от простых упражнений к сложным, с учетом строгой систематичности занятий, проводимых по определенному плану, в сочетании со средствами закаливания, питания, восстановления на фоне благоприятных условий внешней среды. Физическое воспитание школьника в значительной мере определяется состоянием здоровья. Поэтому перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование на предмет определения ограничений в уровне и интенсивности мышечной нагрузки, на основании которого он зачисляется (утверждается приказом директора школы) в одну из следующих медицинских групп.
 Основная. Здоровые дети (или с незначительными отклонениями в здоровье), выполняющие в полном объеме школьную программу физвоспитания и, при желании, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях по интересам.
Подготовительная. Дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, недостаточной физической подготовленностью, дисгармонией в физическом развитии. Занимаются в школе по программе физвоспитания с удлинением сроков завершения освоения двигательных навыков. Есть некоторые индивидуальные ограничения в занятиях в спортивных секциях.
 Специальная. Дети с заболеваниями преимущественно хронического течения с обратимыми (подгруппа А) или необратимыми (подгруппа Б) изменениями в организме. Для них разрабатывается специальная программа физического воспитания в соответствии с характером имеющейся патологии.
 В процессе физвоспитания школьника должны решаться образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
 Оздоровительная функция школьного физвоспитания заключается в повышении неспецифической устойчивости организма к любым неблагоприятным воздействиям, что способствует снижению заболеваемости; в оптимизации роста и развития, что способствует функциональному созреванию систем организма и повышению его биологической надежности; в
совершенствовании механизмов терморегуляции, как одного из факторов повышения устойчивости к простудным заболеваниям; в повышении регулирующей функции коры головного мозга, ее координирующей деятельности, в улучшении функционального статуса организма на фоне создания положительных эмоций. Следует помнить также о возможности коррекции отдельных дефектов развития средствами физвоспитания.
 Соблюдение гигиенических нормативов, регламентирующих все стороны физического воспитания школьника, создает благоприятные условия для гармоничного развития; в противном случае возможны пред- и патологические сдвиги в организме.
 Одним из важнейших гигиенических принципов, обеспечивающих оздоровительную эффективность физического воспитания, является оптимальный двигательный режим.
 Гигиенической нормой двигательной активности считается количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка. Гигиеническое нормирование подразумевает объем, интенсивность, временной интервал движений, их половозрастные особенности, сроки начала учебно-тренировочной деятельности по видам спорта (табл. 32).
Современные школьники страдают и от недостатка двигательной активности (гипокинезия) и от ее избытка (гиперкинезия). Последняя отмечается чаще всего у детей, занимающихся спортом, когда двигательная деятельность превышает половозрастные гигиенические нормативы в связи с нерациональным режимом тренировок. Обе имеют существенное негативное воздействие на состояние здоровья ребенка и проявляются в дефектах осанки, неврозах, плоскостопии, близорукости, функциональной несостоятельности различных органов и систем, признаках переутомления, перенапряжения, перетренированности.  Актуальной становится проблема профилактики указанных состояний, т. е. снижение при гиперкинезии или увеличение объема и интенсивности мышечной деятельности при гипокинезиии. Профилактика гиперкинезии сводится к соблюдению гигиенических возрастных нормативов в процессе физического воспитания детей (своевременный допуск к специализации в избранном виде, к соревновательной нагрузке, к тренировке после заболевания, достаточный отдых, необходимые средства восстановления, правильный подбор групп в командных видах). Важно проводить тренировочные занятия в периоды наибольшей двигательной активности в соответствии с индивидуальным суточным биоритмом.
 Значительная роль в профилактике гипокинезии отводится широкой пропаганде физической культуры, ее значимости для гармоничного развития ребенка, для совершенствования его физического и умственного развития, его духовно-нравственного потенциала. Наиболее интересны семейные формы физической активности, внеклассные и внешкольные массовые оздоровительные мероприятия.
 С возрастом время, отведенное в режиме дня на мышечную деятельность, уменьшается, это означает увеличение ее интенсивности. При этом можно отметить, что неравномерное распределение активной деятельности в течение суток, недели, сезона разумно. Это связано с функциональной активностью органов и систем. Важным является также качественное разнообразие движений и их рациональное сочетание с другими компонентами режима дня.
 В возрасте 8-12 лет продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метания) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, увеличивается прыгучесть. Однако дальнейшее совершенствование микроструктуры организма продолжается и в старшем школьном возрасте.
Следует отметить неодновременность развития двигательных качеств организма. Увеличение скоростных свойств зависит от состояния ЦНС и заметно увеличивается от 7 до 16 лет (в 1,5 раза). Ловкость заметно меняется в 7-10 лет, способность переносить тело в пространстве повышается с 4 до 17 лет, точность попадания в цель - в младшем школьном возрасте. Сила мышц наиболее существенно возрастает с 11 до 16 лет, выносливость к статическим усилиям (вис, упор) - в 14-16 лет (мальчики) и 11-13 лет (девочки). Поэтому физическое воспитание в начальных классах направлено на развитие и совершенствование координации движений, дыхательной системы, выработку правильной осанки. В 5-8 классах акцент делается на воспитание скоростных качеств и ловкости движений, в старших - на воспитание выносливости и силы.
 При длительном дефиците движений возможно развитие предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок, в низкой функциональной активности внутренних органов, в отставании в развитии двигательных качеств, изменениях в физическом развитии (чаще - избыточная масса тела за счет жироотложений).
В отдельных случаях при гипокинезии развивается астенический синдром, нарушается регуляция артериального давления, ритм сердечных сокращений, изменяется деятельность ЦНС и интенсивность обмена веществ.
Для профилактики гипокинезии следует четко выполнять гигиенические рекомендации по режиму дня, сократить статический компонент в процессе учебных занятий и в свободное время, повысить активность детей во всех формах физического воспитания и трудового обучения, пропагандировать основы семейного здорового образа жизни и значимость здоровья для детей как главной и непреходящей ценности в жизни.
 Гиперкинезия, как результат форсированных тренировок, создает чрезмерное двигательное и эмоциональное напряжение, адаптация к которому в начальном периоде происходит по типу общей неспецифической реакции, в которой выделены 3 стадии:
 1. Стадия тревоги. В ответ на чрезвычайный раздражитель организм усиленно продуцирует гормоны (гипофиз, надпочечники), что приводит к активации обмена веществ, изменяет работу внутренних органов, т. е. перестраивает организм на новый уровень функционирования.
 2. При дальнейшем продолжении воздействия избыточной активности развивается стадия сопротивления. Организм способен противостоять данному и другим чрезмерным раздражителям, т. е. не специфически устойчив. Вместе с тем, данная устойчивость может быть ослаблена очагами хронической инфекции, заболеванием, голоданием, необычными условиями среды, гиповитаминозом, интоксикацией, отравлением.
 3. Стадия истощения, когда нарушен механизм гормонального регулирования и организм не способен противодействовать вредным воздействиям. Подобный срыв адаптации следует предотвращать рациональным режимом тренировочной и соревновательной нагрузки с обязательным соблюдением гигиенических рекомендаций по индивидуализации допуска к
занятиям и соревнованиям в зависимости от вида спорта, пола, возраста школьника, его здоровья и степени подготовленности к нагрузке, от особенностей местности.
 Следует помнить, что к участию в соревнованиях могут быть допущены дети лишь после 2-3 лет начальной подготовки. Кроме того, необходимо четко регулировать количество тренировочных занятий в день, в неделю, в цикле, в сезоне, разумно сочетать их с отдыхом. При большом перерыве в занятиях не срабатывает эффект избыточной компенсации, нет роста тренированности. Каждое последующее занятие должно проводиться в период повышенной работоспособности.

 Двигательная активность школьника должна рационально, но не равномерно распределяться в режиме дня в соответствии с суточным и недельным биоритмом школьника. Элементы двигательного режима школьника должны быть разнообразными и соответствовать возможностям организма. Они должны также разумно сочетаться с другими элементами режима дня.


Вопросы для самоподготовки:

1) Дайте определение физическому воспитанию.
2) Какие задачи физического воспитания вам известны?
3) Что является центральной проблемой  физического воспитания?
4) Каким гигиеническим принципам  должно отвечать физическое воспитание школьника?
5) Какие выделяют медицинские группы?
6) В чем заключается оздоровительная функция школьного физического воспитания?
7) Что такое стадия тревоги?
8) Что такое  стадия сопротивления?
9) Что такое стадия истощения?

10) После  скольких лет  детей могут допускать к соревнованиям?



Тест по теме: «Гигиенические основы физического воспитания»    В – 1

1. Физическое воспитание это
а) это вид  физической культуры, процесс формирования потребностей  в занятии физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности
б) это вид культуры который представляет  собой специфический  процесс и результат человеческой деятельности средства и результат совершенствования физиологии людей
в) это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы
г) это вид физическая культура, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней основаны на использования физических упражнений и направления на достижения наивысших результатов

2. Задачами физического воспитания являются
а) укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение сопротивляемости организма
б) воспитания является нормирование объема и интенсивности двигательного компонента
в) всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы.
г) недостаточной физической подготовленностью

3. Центральной проблемой физического воспитания является
а) нормирование объема и интенсивности двигательного компонента, которое осуществляется в соответствии с половозрастными особенностями личности
б) укрепление здоровья
в) улучшение физического развития
г) воспитание воли

4. Физическое воспитание школьников должно отвечать следующим гигиеническим принципам
а) являются укрепление здоровья
б) воспитание воли
в) повышение сопротивляемости организма
г) постепенность, систематичность, комплексность, соответствие функциональным возможностям индивидуума, то есть применение разных средств физического воспитания при условии постепенного перехода от малых нагрузок к большим, от простых упражнений к сложным, с учетом строгой систематичности занятий, проводимых по определенному плану, в сочетании со средствами закаливания, питания

5. Оздоровительная функция школьного физического воспитания заключается в
а) выполняющие в полном объеме школьную программу физического воспитания и, при желании, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях по интересам.
б) повышении неспецифической устойчивости организма к любым неблагоприятным воздействиям, что способствует снижению заболеваемости
в) нормирование объема и интенсивности двигательного компонента, которое осуществляется в соответствии с половозрастными особенностями личности
г) функциональных возможностях индивидуума

6. Гигиенической нормой двигательной активности считается
а) является оптимальный двигательный режим
б) количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка
в) благоприятные условия для гармоничного развития
г) возможности коррекции отдельных дефектов развития средствами физического воспитания

7. При длительном дефиците движений возможно развитие
а) неодновременность развития двигательных качеств организма
б) качественное разнообразие движений и их рациональное сочетание с другими компонентами режима дня
в) семейных форм физической активности
г) предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок

8. Для профилактики гипокинезии следует
а) развитие предпатологи-ческих состояний
б) совершенствование координации движений
в) четко выполнять гигиенические рекомендации по режиму дня, сократить статический компонент в процессе учебных занятий и в свободное время, повысить активность детей во всех формах физического воспитания и трудового обучения
г) увеличение скоростных свойств

9. Увеличение скоростных свойств зависит от
а) темпа развития скелетной мускулатуры
б) увеличение ее интенсивности
в) от состояния ЦНС и заметно увеличивается от 7 до 16 лет (в 1,5 раза)
г) совершенствования его физического и умственного развития

10. Двигательная активность школьника должна
а) рационально, но не равномерно распределяться в режиме дня в соответствии с суточным и недельным биоритмом школьника
б) помнить, что к участию в соревнованиях могут быть допущены дети лишь после 2-3 лет начальной подготовки
в) четко выполнять гигиенические рекомендации по режиму дня
г) полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка

Тест по теме 1: «Гигиенические основы физического воспитания»    В - 2
1. Гигиенической нормой двигательной активности считается
а) является оптимальный двигательный режим
б) количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка
в) благоприятные условия для гармоничного развития
г) возможности коррекции отдельных дефектов развития средствами физического воспитания
                                    
2. При длительном дефиците движений возможно развитие
а) неодновременность развития двигательных качеств организма
б) качественное разнообразие движений и их рациональное сочетание с другими   компонентами режима дня
в) семейных форм физической активности
г) предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок

3. Для профилактики гипокинезии следует
а) развитие предпатологи-ческих состояний
б) совершенствование координации движений
в) четко выполнять гигиенические рекомендации по режиму дня, сократить статический компонент в процессе учебных занятий и в свободное время, повысить активность детей во всех формах физического воспитания и трудового обучения
г) увеличение скоростных свойств

4. Увеличение скоростных свойств зависит от
а) темпа развития скелетной мускулатуры
б) увеличение ее интенсивности
в) от состояния ЦНС и заметно увеличивается от 7 до 16 лет (в 1,5 раза)
г) совершенствования его физического и умственного развития

5. Двигательная активность школьника должна
а) рационально, но не равномерно распределяться в режиме дня в соответствии с суточным и недельным биоритмом школьника
б) помнить, что к участию в соревнованиях могут быть допущены дети лишь после 2-3 лет начальной подготовки
в) четко выполнять гигиенические рекомендации по режиму дня
г) полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка

6. Физическое воспитание это
а) это вид  физической культуры, процесс формирования потребностей  в занятии физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности
б) это вид культуры который представляет  собой специфический  процесс и результат человеческой деятельности средства и результат совершенствования физиологии людей
в) это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы
г) это вид физическая культура, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней основаны на использования физических упражнений и направления на достижения наивысших результатов

7.Задачами физического воспитания являются
а) укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение сопротивляемости организма
б) воспитания является нормирование объема и интенсивности двигательного компонента
в) всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы.
г) недостаточной физической подготовленностью

8. Центральной проблемой физического воспитания является
а) нормирование объема и интенсивности двигательного компонента, которое осуществляется в соответствии с половозрастными особенностями личности
б) укрепление здоровья
в) улучшение физического развития
г) воспитание воли

9. Физическое воспитание школьников должно отвечать следующим гигиеническим принципам
а) являются укрепление здоровья
б) воспитание воли
в) повышение сопротивляемости организма
г) постепенность, систематичность, комплексность, соответствие функциональным возможностям индивидуума, то есть применение разных средств физического воспитания при условии постепенного перехода от малых нагрузок к большим, от простых упражнений к сложным, с учетом строгой систематичности занятий, проводимых по определенному плану, в сочетании со средствами закаливания, питания

10. Оздоровительная функция школьного физического воспитания заключается в
а) выполняющие в полном объеме школьную программу физического воспитания и, при желании, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях по интересам.
б) повышении неспецифической устойчивости организма к любым неблагоприятным воздействиям, что способствует снижению заболеваемости
в) нормирование объема и интенсивности двигательного компонента, которое осуществляется в соответствии с половозрастными особенностями личности
г) функциональных возможностях индивидуума


Комментариев нет:

Отправить комментарий