воскресенье, 4 октября 2015 г.

Тема 16: «Составление режима суточной активности с учетом возраста и пола»

  В понятие «суточный режим» входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормам. Эти нормативы основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма. 
Суточный режим является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков, создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие переутомления, повышает общую сопротивляемость организма.
С физиологических позиций режим рассматривают как систему условно-рефлекторных реакций, действующую как динамический стереотип. Привыкание к новому режиму происходит постепенно, в течение определенного периода времени. 
Поэтому один из принципов гигиенического режима - строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.
           Другой гигиенический принцип можно сформулировать следующим образом: различная по характеру и длительности деятельность учащихся должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры головного мозга; отдых должен обеспечивать полное функциональное восстановление организма.
Поэтому все виды деятельности и отдыха детей должны включаться в режим дня с учетом их возраста.
Выделяют шесть основных компонентов режима:
1. сон;
2. прогулки на воздухе;
3. учебная деятельность;
4. игровая деятельность и отдых по выбору;
5. приемы пищи;
6. личная гигиена.
В зависимости от возраста изменяется содержание режима и суточный бюджет времени. Под суточным бюджетом времени понимают продолжительность всех режимных моментов. Важным является рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование. Следуя этому принципу, следует исходить из:
• учета суточных биоритмов, свойственных организму ребенка и подростка;
• рационального чередования деятельности;
• использования механизмов повышения работоспособности клеток коры головного мозга.
         Суточный биологический
ритм - это колебания функционального состояния организма. Низкий уровень функционирования всех физиологических систем отмечается в ночное время, а в дневное время (с 9 до 11-12 ч. и с 16 до 18 ч.) наблюдается повышение уровня функционирования систем организма. При составлении режима необходимо учитывать данные особенности. Обязательные занятия в школе следует проводить в утренние часы, а домашние учебные занятия - с 16 до 18 ч; если учащиеся занимаются во вторую смену, то для приготовления уроков рекомендуются только в утренние часы, а занятия в школе должны заканчиваться не позднее 18 ч.30 мин.
         Рациональная организация деятельности
предполагает смену одного ее вида другим. При этом каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.При составлении режима дня целесообразно учитывать приемы, позволяющие стимулировать восстановление работоспособности организма учащихся (например, умывание, обтирание отдельных участков тела холодной водой, дыхательные упражнения, физкультминутка).
          Двигательная активность детей. Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста.
        
Дети 3-4 лет имеют определенный двигательный опыт. Умеют выполнять некоторые сложные движения, такие как прыжки, бег. Доступны и понятны некоторые элементы техники основных движений.
            В пятилетнем возрасте наиболее существенна разница в показателях двигательной активности между мальчиками и девочками во время самостоятельной деятельности, что обусловлено разным содержанием их игровой деятельности. У мальчиков преобладают игры подвижного характера (футбол). Девочки предпочитают игры спокойного характера с преобладанием статистических поз (сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница» и т.д.).
            В отличие от детей пятилетнего возраста, двигательная активность детей 6 лет становится более осознанной и разнообразной. По мере овладения двигательными навыками и умениями у шестилеток проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети активно начинают применять их в своей самостоятельной деятельности. Мальчики и девочки берут на себя разные роли и в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый двигательный опыт. В 6-летнем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Шестилетки самостоятельно объединяются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения, такие как бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну, прыжки через веревку и другие. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки.
            У детей семилетнего возраста, обладающих более высокими двигательными возможностями по сравнению в предыдущей возрастной группой, показатели двигательной активности увеличиваются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. Как у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм и упражнениям. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, скакалкой. В этом возрасте у детей появляется самоконтроль и самооценка своих движений при выполнении тех или иных упражнений. Дети 7 лет часто самостоятельно упражняются в движениях, многократно повторяя упражнения, стремятся добиться хорошего результата. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде.
        Основные закономерности развития двигательной активности детей. Сезонные колебания двигательной активности.
        
Наиболее важной особенностью двигательной активности детей старшего дошкольного возраста является ее зависимость от времени года. Она повышается в весенне-летний период и снижается в осенне-зимний. Сезонная зависимость суточной двигательной активности – это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей.
            Наиболее высокие показатели выявлены в весенне-летний период. Учитывая снижение двигательной активности детей в осенне-зимнее время года, важно пополнить ежедневный суточный объем движений за счет увеличения моторной плотности разных видов организованной двигательной деятельности (занятия по физической культуре тренировочного типа, гимнастика после дневного сна, занятия на велотренажере, игровые упражнения на ледяных дорожках, на санках и т.д.).
Суточные колебания двигательной активности.
         Двигательная активность распределяется в течение дня неравномерно:
наибольшая активность наблюдается во время прогулок, а периоды спада – во время пребывания детей в помещении (если не проводятся физкультурные занятия). Отмечено 3 периода двигательной активности детей: утренний (с 8 до 9 час), дневной (с 10.30 до 12 час) и вечерний (с 16.30 до 19 час). Можно предположить, что такое изменение двигательной активности детей в течение дня обусловлено не только биологическими факторами, но и режимом детского сада.
        Недельная динамика двигательной активности.
        
Как показывают наблюдения, суточный объем естественной двигательной активности детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и соответствующим снижением их активности. Наиболее высокая двигательная активность отмечена в среду и четверг, ее объем в среднем выше на 10% по сравнению с другими днями недели.
      Индивидуальные различия показателей двигательной активности.
        
Двигательная активность детей 5-7 лет имеет ярко-выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и пр.
       Распределение детей на подгруппы в зависимости от уровня двигательной активности.
        
В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая)
I подгруппа.
        
К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от объема и продолжительности двигательной активности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают, невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, насыщенная играми и преобладанием бега и прыжков. Некоторые дети этой подгруппы (как правило, это дети II и III группы здоровья) отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность т раздражительность. У этих детей идет замедленное восстановление артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.
II подгруппа.
            Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности. Дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных пособий, и, как правило, они являются инициаторами коллективных игр.
Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку протекает у детей второй подгруппы по благоприятному типу.
III подгруппа.
          Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У всех детей этой подгруппы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Им присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого. Каких-либо закономерностей в реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у этих детей не выявлено.
           Таким образом, при организации режима дня должны быть учтены все гигиенические принципы, он должен соответствовать анатомо-физиологическим особенностям и возможностям детей и подростков. Для оптимальной организации режима дня, способствующей успешному обучению, воспитанию детей и подростков, их правильному физическому и умственному развитию, необходимо проведение устных бесед с учащимися относительно составления режима дня, чередования режимных моментов, их длительности, а также распределения периода отдыха и активности с учетом биологических ритмов.

Вопросы для самоподготовки:
  1. Что следует учитывать при составлении  суточного режима дня?
  2. Какие и сколько компонентов  суточного режима  дня выделяют?
  3. Что такое суточный биологический ритм?
  4. Что следует учитывать при составлении  суточного режима дня?
  5. В каком возрасте наиболее существенна разница в показателях двигательной активности между мальчиками и девочками?
  6. Какие наиболее важные особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста вам известны?
  7. Когда у детей происходит снижение двигательной активности?
  8. Когда наибольшая активность у детей в течение дня наблюдается?
  9. К какой группе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности?
  10. К какой группе относятся дети с низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности?
Тест по теме 16: «Составление режима суточной активности    с   учетом возраста и пола»
Вариант – 1
1.Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это:
а) жизнедеятельность человека
б) динамика работоспособности
в) режим
г) все ответы верны

2.Основной причиной умственного утомления является:
а) длительная и интенсивная умственная деятельность
б) длительная и интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата
в) нарушение деятельности системы кровообращения
г) все ответы верны

3.Начальными признаками переутомления считают:
а) пониженное артериальное давление
б) увеличение числа простых ошибок
в) повышение успеваемости
г) нет правильного ответа

4.Причинами переутомления являются:
а) продолжительный сон
б) чрезмерная учебная нагрузка
в) продолжительный активный отдых
г) нет правильного ответа

5.Приступать к выполнению домашних заданий необходимо после продолжительного отдыха, а именно…
а) через 1 час
б) через 2 часа
в) через 3 часа
г) через 4 часа

6.Подготовка домашних заданий по длительности не должна превышать:
а) 2,5 – 3 часов
б) 3 – 3,5 часов
в) 3,5 – 4 часов
г) 4 – 4,5 часов

7.Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять не менее…
а) 7 часов в сутки
б) 8 часов в сутки
в) 9 часов в сутки
г) 10 часов в сутки

8.Какие основные компоненты выделяет режим дня?
а) сон
б) учебная деятельность
в) прогулки на воздухе
г) все ответы верны

9.От чего зависит двигательная активность?
а) от пола
б) от времени суток
в) от времени года
г) все ответы верны

10.В какое время суток организм человека начинает активизацию?
а) в 4 часа утра
б) в 5 часов утра
в) в 6 часов утра
г) в 7 часов утра

11.Что такое сезонная зависимость суточной двигательной активности?
а) это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей
б) это общепедагогическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей
в) это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания взрослых
г) это общепедагогическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания взрослых

12. В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на 3 основные подгруппы (выбрать неверный ответ)
а) высокая
б) средняя
в) низкая
г) средневысокая

13.В теплое время года дети любят игры с … (выбрать неверный вариант)
а) мячом
б) обручем
в) скакалкой
г) гирей

14.Для детей первой младшей группы двигательная активность это … ?
а) необходимое условие разностороннего развития ребенка
б) метод развития ребенка
в) сущность развития ребенка
г) уровень развития ребенка

15.Дети третей подгруппы имеют низкий…
а) объем двигательной активности
б) развитие двигательной активности
в) опыт двигательной активности
г) все варианты верны

Вариант – 2
1. Приступать к выполнению домашних заданий необходимо после продолжительного отдыха, а именно…
а) через 3 часа
б) через 4 часа
в) через 1 час
г) через 2 часа

2. Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять не менее…
а) 10 часов в сутки
б) 9 часов в сутки
в) 8 часов в сутки
г) 7 часов в сутки

3. Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это:
а) динамика работоспособности
б) жизнедеятельность человека
в) режим
г) все ответы верны

4. Причинами переутомления являются:
а) продолжительный активный отдых
б) продолжительный сон
в) чрезмерная учебная нагрузка
г) нет правильного ответа

5. Основной причиной умственного утомления является:
а) нарушение деятельности системы кровообращения
б) длительная и интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата
в) длительная и интенсивная умственная деятельность
г) все ответы верны

6. Дети третей подгруппы имеют низкий…
а) объем двигательной активности
б) развитие двигательной активности
в) опыт двигательной активности
г) все варианты верны

7. В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на 3 основные подгруппы (выбрать неверный ответ)
а) низкая
б) средневысокая
в) высокая
г) средняя

8. Начальными признаками переутомления считают:
а) увеличение числа простых ошибок
б) повышение успеваемости
в) пониженное артериальное давление
г) нет правильного ответа

9. В теплое время года дети любят игры с … (выбрать неверный вариант)
а) мячом
б) гирей
в) обручем
г) скакалкой

10. Подготовка домашних заданий по длительности не должна превышать:
а) 4 – 4,5 часов
б) 2,5 – 3 часов
в) 3 – 3,5 часов
г) 3,5 – 4 часов

11. Какие основные компоненты выделяет режим дня?
а) сон
б) учебная деятельность
в) прогулки на воздухе
г) все ответы верны

12.В какое время суток организм человека начинает активизацию?
а) в 6 часов утра
б) в 7 часов утра
в) в 4 часа утра
г) в 5 часов утра

13. От чего зависит двигательная активность?
а) от времени суток
б) от времени года
в) от пола
г) все ответы верны

14. Что такое сезонная зависимость суточной двигательной активности?
а) это общепедагогическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания взрослых
б) это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей
в) это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания взрослых
г) это общепедагогическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей

15. Для детей первой младшей группы двигательная активность это …
а) уровень развития ребенка
б) сущность развития ребенка
в) необходимое условие разностороннего развития ребенка
г) метод развития ребенка


Комментариев нет:

Отправить комментарий