На открытом воздухе и в различных помещениях
необходимо считаться с санитарным состоянием воздушной среды, так как
неблагоприятные изменения в ней могут причинить существенный вред здоровью.
Занятия физической культурой и спортом сопровождаются
повышением температуры тела и легочной вентиляции. В случаях высокой
температуры и влажности воздуха перегревание может наступить гораздо быстрее со
всеми вытекающими последствиями (плохое самочувствие, снижение
работоспособности, тепловой удар), загрязнение воздуха вредными химическими
веществами и пылью — патологическое воздействие на организм — сказывается в
большей мере. Однако и холодовые нагрузки могут причинить вред, отразиться на
эффективности учебно-тренировочного процесса. Благоприятный климат, чистый
воздух могут использоваться как эффективные оздоровительные факторы при
проведении учебно-тренировочных занятий, организации оздоровительных лагерей и
туристских походов.
Гигиеническая оценка воздушной среды включает
физические свойства воздуха, химический состав, механические примеси,
микрофлору. Температура воздуха в наибольшей степени влияетна
тепловое состояние человека. Благодаря терморегуляционным механизмам,
подчиняющимся центральной нервной системе, человек приспосабливается к
различным условиям. Это достигается посредством химической и физической
терморегуляции. В первом случае речь идет об изменении теплопродукции: при
низкой
температуре воздуха, начиная с 15 °С и ниже, происходит
усиленный распад пищевых веществ в организме, являющихся источником
потенциальной тепловой энергии, а при высокой температуре он снижается.
Физическая терморегуляция заключается в изменении
величины отдачи тепла телом. При низкой температуре воздуха просвет
периферических кожных сосудов под влиянием кожных терморецепторов сужается,
кровь перемешается в глубоко лежащие ткани(к внутренним органам) и предохраняет
их от охлаждения. Температура кожи при этом падает, и разница между ней и
температурой окружающей среды становится меньше, что снижает отдачу тепла.
При высокой температуре воздуха
кровеносные сосуды, наоборот, расширяются, приток крови к периферии
увеличивается, температура кожи повышается и происходит усиленная отдача тепла
с поверхности тела.
В условиях покоя, при комнатной температуре потеря
тепла с поверхности кожи происходит посредством его излучения (радиации) к
более холодным окружающим предметам (около 45 %), проведения, или конвекции,
т.е. послойного нагревания, прилегающего к телу воздуха, находящегося обычно в
движении (около 30%), и испарения влаги с кожи и слизистых оболочек верхних
дыхательных путей (около 25 %).
При более высокой или низкой температуре воздуха и во
время физической работы и спортивных нагрузок эти величины теплопотерь
изменяются. Начиная с температуры 30 °С уменьшается отдача тепла излучением и
проведением и увеличивается испарение, которое становится единственным путем
теплоотдачи при температуре воздуха 37 °С.
Человек и животные при низкой температуре стремятся
уменьшить отдачу тепла, принимая такое положение тела, при котором поверхность
его становится меньше (съеживается).
Благодаря регулированию теплопродукции, теплоотдачи и
применения некоторых вспомогательных мер (одежда, характер питания, жилище)
человек сохраняет постоянство температуры тела, несмотря на внешние колебания,
но бывают случаи, когда возможности организма оказываются недостаточными и
происходит перегревание или переохлаждение тела с глубокими патологическими нарушениями.
Продолжительное пребывание в сильно нагретой
атмосфере вызывает повышение температуры тела, учащение пульса, ослабление
компенсаторной способности сердечно-сосудистой системы, изменение обмена
веществ (особенно водно-солевого), понижение функциональной деятельности
желудочно-кишечного тракта, головную боль, потерю аппетита. При таких условиях
человек быстрее утомляется и его физическая и умственная работоспособность
понижается.
Во избежание теплового удара, свидетельствующего об
общем перегревании тела, необходимо, чтобы температура воздуха была на 5—10 °С
ниже температуры тела. Верхняя граница терморегуляции у человека в легкой
одежде, находящегося в покое, равна примерно 40 °С при нормальной влажности
воздуха. При физической работе и высокой влажности она значительно снижается.
Повышение ее на 1—1,5 °С уже отрицательно сказывается
на функции нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма, угрожающие
симптомы наступают при температуре тела 41—42 °С.
Высокая температура отрицательно влияет на функции
высшей нервной деятельности: понижаются внимание, точность и координация
движений, скорость реакции, способность к переключению с одного вида работы на
другой, что может послужить причиной травматических повреждений при занятиях
спортом и некоторых видах производственной работы. При высокой температуре
воздуха, в частности в жарком климате, организм ослабевает и становится более
восприимчивым к инфекционным болезням.
При пониженной температуре воздуха отдача тепла
увеличивается и создается опасность переохлаждения организма. Длительные или
сильные кратковременные воздействия низких температур вызывают разнообразные
рефлекторные реакции общего и местного характера с функциональными сдвигами не
только в местах, подвергнутых охлаждению, но и в отдельных частях тела.
Резкие воздействия холода вызывают также охлаждение
периферических нервов, мышц и связочно-суставного аппарата, что ведет к
развитию или обострению ревматизма,
радикулита, неврита, люмбаго (прострел) и других так
называемых простудных болезней, в основе которых лежит нарушение баланса
регуляции обменных процессов.
Эластичность и сократительная способность мышц и
связок уменьшаются, что может привести к травматическим повреждениям во время
спортивных занятий. Охлаждению способствуют плохое питание, мышечное утомление,
неподвижное состояние.
Переохлаждение можно предупредить и сделать это
легче, чем предохранить себя от
перегревания. Для этого используют более теплую одежду, поддерживают в
помещениях нормальную температуру, применяют те или иные процедуры закаливания,
вырабатывающие привычку переносить неожиданные воздействия холода. Помогают
также активные движения, прием пищи в горячем виде, что повышает температуру
тела, в частности конечностей, предупреждая отморожения ног.
Наиболее благоприятной комнатной температурой
считается18—20 °С при нормальной влажности воздуха и относительном покое.
Температура воздуха выше 24—25 °С и ниже 14—15 °С при тех же условиях нарушает
тепловое равновесие организма.
В летнее время для занятий ФКиС на открытом воздухе
наиболее благоприятна температура 18—20 °С при нормальной влажности и скорости
движения воздуха 1,5 м/с. Для ходьбы на лыжах оптимальной температурой
считается −5—15 °С.
При температуре воздуха ниже −18 °С пребывание на
воздухе во время урока особенно младших школьников должно быть сокращено до
25—30 мин, при увеличении времени на вводную и заключительную части, проводимые
в помещении. Таким же образом строятся уроки в ветреные дни, когда скорость
ветра достигает более 2,5—3 м/с, а температура воздуха опускается ниже −10 °С.
Влажность воздуха
характеризуется абсолютной влажностью —упругостью водяных паров, находящихся в
воздухе при данной температуре, выраженной в мм. рт. ст. Максимальная влажность —упругость водяных паров при полном
насыщении воздуха влагой при данной температуре; относительная влажность — процентное отношение абсолютной
влажности к максимальной; дефицит
насыщения — разность между максимальной и абсолютной влажностью; физиологический дефицит влажности
— разность между максимальной влажностью при 37 °С (температура тела) и абсолютной в момент наблюдения — указывает,
сколько граммов воды может извлечь из организма каждый кубический метр
вдыхаемого
При физической работе потоотделение и испарение резко
увеличиваются даже при 0 °С. Во время интенсивных спортивных занятий потери
воды нередко достигают 5—6 л в сутки, причем наблюдается иногда профузное
потение, когда пот не успевает испаряться с поверхности кожи и стекает каплями.
Такое состояние организма сопровождается ухудшением самочувствия и
свидетельствует о резком напряжении терморегуляторного аппарата. Отдача тепла
путем испарения при высокой температуре играет решающую роль в тепловом обмене
организма с окружающей средой. Нагретый влажный воздух плохо проводит тепло, и теплоотдача посредством
конвекции, испарения, а также излучения из-за повышенной температуры окружающих
предметов сильно
затрудняется.
При низкой температуре внешней среды и высокой
влажности теплоотдача увеличивается. Это объясняется тем, что теплоемкость
водяных паров (0,460) выше теплоемкости воздуха (0,137), вследствие чего на
нагревание холодного сырого воздуха расходуется больше тепла. В результате
конденсации влаги из воздуха одежда и кожа становятся увлажненными и более
теплопроводными (теплопроводность воды в 25 раз больше теплопроводности
воздуха), поэтому сырой воздух более холодный и скорее вызывает ощущение
зябкости. Отрицательное действие высокой влажности про-
является обычно при температурах, близких к 0 °С. При
сильных морозах влажность снижается, воздух под одеждой, согреваясь теплотой
тела, приобретает крайнюю сухость, и потеря тепла сокращается.
Таким образом, сухой воздух в том и другом случае
переносится легче. При высокой температуре, как уже указывалось, сухость
воздуха облегчает отдачу тепла испарением, а при низкой — уменьшает теплоотдачу
вследствие плохой теплопроводности. Неблагоприятное влияние сухого воздуха
проявляется только при относительной влажности менее 15 % и выражается в
ощущении сухости на губах, во рту, в носу в результате высыхания слизистых
оболочек. Это может повлечь за собой снижение защитных свойств организма.
Движение воздуха характеризуется направлением,
определяемым страной света, откуда дует ветер
(румб), и скоростью движения в метрах в секунду или в баллах.
Направление ветра служит показателем перемены погоды. В европейской части
России юго-западные ветры приносят потепление, облачность, осадки, а
северо-восточные — похолодание, сухую погоду.
При планировке города необходимо знать преобладающее,
наиболее часто повторяющееся направление ветра в данной местности, чтобы жилые
и общественные здания, стадионы располагались с наветренной стороны по
отношению к промышленным предприятиям, могущим загрязнять воздух дымом и
газами. При занятиях ФКиС важно предусмотреть охлаждающее влияние ветра,
сопротивление, которое он может оказать выполняющим физические упражнения, и
т.д.
Движение воздуха в городах способствует проветриванию
улиц и дворов, улучшая их санитарное состояние.Ветер своим давлением на поверхность тела механически препятствует
передвижению и выполнению физических упражнений.
В связи с этим повышается расход энергии и снижаются
показатели мышечной работы. Сильный ветер замедляет скорость передвижения,
усиливает нервно-мышечное напряжение. Он также препятствует дыханию, нарушая
его нормальный ритм и увеличивая нагрузку на дыхательную мускулатуру. При
встречном ветре необходимо придавать выдыхаемому воздуху скорость,
превосходящую силу ветра. При ветре, направленном в спину, возникает препятствие
для вдоха из-за некоторого разряжения. Во время занятий спортом эти
обстоятельства могут иметь существенное значение, вызывая ряд неблагоприятных
рефлексов в верхних дыхательных путях и отражаясь в конечном счете на ритме
дыхания.
Температура, влажность и движение воздуха в зависимости
от состояния человека могут усиливать или ослаблять суммарное действие
перегревания или переохлаждения. Иногда в условиях открытой атмосферы к ним
присоединяется воздействие солнечной радиации. Поэтому при гигиенической оценке
состояния метеорологических факторов, влияющих на тепловой обмен, необходимо
учитывать их суммарное тепловое действие.
Атмосферное, или барометрическое,
давление у поверхности земного шара непостоянно и неравномерно. Величина его
зависит от географических условий, времени года, суток и различных атмосферных
условий; с высотой оно падает.
Понижение атмосферного давления предшествует
дождливой, пасмурной погоде, обусловливаемой притоком более теплого влажного
воздушного течения. Повышение давления влечет за собой сухую, ясную погоду с
сильным похолоданием зимой (антициклоны).
С высотой атмосферное давление уменьшается и
соответственно снижается парциальное давление кислорода в легочных альвеолах. В
результате понижается насыщение гемоглобина крови кислородом, от чего
ухудшается окисление венозной крови, протекающей в легкие (гипоксимия). При парциальном давлении кислорода в альвеолярном
воздухе, равном в нормальных условиях 105 мм рт. ст., насыщение гемоглобина
кислородом составляет 94—97 %, на высоте 2 км — до 70 %. Вследствие недостатка
кислорода уменьшается поступление его в ткани, что нарушает протекание
окислительных процессов (гипоксия).
Давление выше нормального наблюдается при водолазных
работах и в кессонах, представляющих собой рабочее помещение в виде камеры,
заполняемое сжатым воздухом для вытеснения воды (кессоны используют при
постройке мостов для выемки грунта со дна реки). Водолазные работы производятся
в скафандрах, в которые также подается сжатый воздух.
Под климатом
подразумевается среднее состояние метеорологических условий,
характерное для данной местности, а под погодой — временное
состояние тех же условий. Однако средние величины температуры, влажности,
скорости движения воздуха, уровня солнечной радиации и т.д. недостаточно
характеризуют климат в медико-биологическом отношении: важно знать крайние
значения температуры, а также других факторов, амплитуду колебаний и сроки, в
течение которых они происходят. Климат определяется частотой смены типов
погоды, представляющих собой ее комплексную характеристику.
Весенне-летние месяцы создают благоприятные условия
для размножения кровососущих насекомых, которые служат передатчиками малярии,
клещевого энцефалита и других заболеваний. Установлена определенная связь между
резкими изменениями погоды и состоянием здоровья людей, страдающих
сердечно-сосудистыми заболеваниями (особенно гипертонией), бронхиальной астмой,
ревматизмом, заболеванием почек и др.
Актуальное значение имеет способность людей
приспосабливаться к новым условиям, называемая акклиматизацией.
Эта проблема весьма важна в связи с освоением ряда новых районов страны,
отличающихся разными климатическими условиями.
Она важна и для спортсменов,
участвующих в соревнованиях в разных областях страны и за ее пределами.
Физиологически акклиматизация представляет собой
процесс адаптации к новым условиям внешней среды, в развитии которого большую
роль играют функциональные изменения в центральной и вегетативной нервной
системах, совершенствование ряда приспособительных механизмов, в частности
терморегуляторного аппарата. Возможности акклиматизации довольно велики, однако
при резких переменах климата могут возникнуть нарушения в установившемся
равновесии между организмом и средой: перегревание/переохлаждение,
эмоциональные расстройства, а иногда и патологические изменения, исчезающие
только после определенного промежутка времени.
Термином «микроклимат»
характеризуются климатические условия на ограниченной территории местности,
например в пределах какого-либо населенного пункта, курорта, туристического
лагеря и т.п. Учебно-тренировочный
процесс по количеству выделяемых организмом тепла и влаги в первом приближении
может быть отождествлен с физической работой той или иной степени трудности.
Поэтому при введении коррективов в связи с различными погодными условиями в учебно-тренировочный
процесс пользуются нормативами, разработанными Институтом охраны труда, которые
регламентируют физическую нагрузку в зависимости от метеорологических условий:
температуры, влажности и скорости движения воздуха. Кроме того, учет метеорологических
условий позволит более точно оценить функциональные возможности и степень
подготовленности занимающихся ФК и С.
При определенных сочетаниях основных
метеорологических параметров создаются неблагоприятные (дискомфортные) условия,
вызывающие у занимающихся ФКиС в период учебно-тренировочных занятий и после их
окончания повышенную раздражительность и переутомление, т. е. те явления,
которые присущи эффекту перетренировки. Степень влияния дискомфортных условий
зависит от ряда факторов, и в первую очередь от интенсивности физической
нагрузки, физиологических особенностей занимающихся, степени их адаптации к
неблагоприятным условиям и пр. Поэтому перед самим занятием необходимо вносить
коррективы в тренировочные нагрузки с учетом фактической погоды и индивидуальных
особенностей занимающихся ФК и С.
Вопросы для самоподготовки по теме:
1. Каково значение физических свойств воздуха при занятиях
физическими упражнениями и спортом?
2. Каковы особенности терморегуляции при различных
климатических условиях?
3. Каково влияние высоких температур на организм
занимающихся физической культуры и спортом?
4. Каково влияние холодных температур на организм
занимающихся физической культуры и спортом?
5. Какова гигиеническая характеристика температуры воздуха?
6. Какова гигиеническая характеристика влажности воздуха?
7. Какова гигиеническая характеристика атмосферного
давления?
8. Какова гигиеническая характеристика влияния климата и
погоды?
9. Какова гигиеническая характеристика микроклимата?
10. Каково значение учета метеорологических факторов при
занятиях спортом?
Тест
по теме 2: «Значение воздуха для человека. Гигиеническая характеристика
температуры, влажности, давления климата»
Вариант 1
1. Повышенная температура воздуха отрицательно влияет
на:
А) водно-солевой обмен;
Б) систему терморегуляции;
В) сердечно-сосудистую систему;
Г) функции высшей нервной деятельности;
2. Пониженная температура воздуха может вызвать нарушения:
А) периферической нервной системы;
Б) терморегуляции, уменьшая теплоотдачу;
В) терморегуляции, усиливая теплоотдачу;
Г) иммунной системы;
3.Условия микроклимата, при которых организм быстрее
переохлаждается:
А) высокая влажность и высокая температура;
Б) низкая влажность и высокая температура;
В) высокая влажность и низкая температура;
Г) низкая температура и низкая влажность;
высокая влажность и низкое атмосферное давление.
4. Приборами
для измерения атмосферного давления являются:
А) барометр-анероид;
Б) чашечный барометр;
В) сифонный барометр;
Г) анемометр;
5. Воздушные ванны начинают принимать в помещении при температуре:
А) 10-130С;
5. Воздушные ванны начинают принимать в помещении при температуре:
А) 10-130С;
Б) 18-200С;
В) 24-250С.
Г) 5-70
С.
6. Параметрами микроклимата помещения
являются:
А) температура
воздуха;
Б) относительная
влажность воздуха;
В) атмосферное
давление;
Г) все ответы верны;
7. Какая относительная влажность воздуха наиболее благоприятна для
человека:
А) 10-20%
Б) 70-80%
Б) 70-80%
В) 45-60%
Г) 90-95%
8.
Пребывание в помещении с высокой влажностью и низкой температурой понижает:
А) иммунитет
Б) выработку адреналина
В) ритм сердечных сокращений
Г) скорость свертывания крови
9. Нормальным атмосферным давлением является:
А) 740 мм рт. ст.
Б) 760 мм рт. ст.
В) 750 мм рт. ст.
Г) 720 мм рт. ст.
10. На сколько групп можно разделить обилие
метеорологической
информации:
А) 3
А) 3
Б) 5
В) 4
Г) 2
11. Какое воздействие высокое давление оказывает на
человека:
А) вызывает чувство легкости, улучшением
вдоха-выдоха,
Б) возникает чувство сдавливания, болей в ушах, затруднением выдоха
Б) возникает чувство сдавливания, болей в ушах, затруднением выдоха
В)
нормализация пульса
Г) все
ответы верны
Тест
по теме 2: «Значение воздуха для человека. Гигиеническая характеристика
температуры, влажности, давления климата»
Вариант 2
1. Приборами для измерения атмосферного давления
являются:
А) сифонный барометр;
Б) чашечный барометр;
В) барометр-анероид;
Г) анемометр;
2.На сколько
групп можно разделить обилие метеорологической
информации:
А) 2
Б) 5
В) 4
Г) 3
3. Пониженная температура воздуха может вызвать
нарушения:
А) иммунной системы;
Б) терморегуляции, усиливая теплоотдачу;
В) терморегуляции, уменьшая теплоотдачу;
Г) периферической нервной системы;
4. Нормальным атмосферным давлением является:
А) 740
мм рт. ст.
Б) 760
мм рт. ст.
В) 750
мм рт. ст.
Г) 720
мм рт. ст.
5. Повышенная температура воздуха отрицательно влияет
на:
А) водно-солевой обмен;
Б) систему терморегуляции;
В) сердечно-сосудистую систему;
Г) все ответы верны;
6.
Воздушные ванны начинают принимать в помещении при температуре:
А) 10-130С;
А) 10-130С;
Б) 18-200С;
В) 24-250С.
Г) 5-70
С.
7. Параметрами микроклимата помещения являются:
А) температура воздуха;
Б) относительная влажность воздуха;
В) атмосферное давление;
Г) все ответы верны;
8.Условия микроклимата, при которых организм быстрее
переохлаждается:
А) высокая влажность и высокая температура;
Б) низкая влажность и высокая температура;
В) высокая влажность и низкая температура;
Г) низкая температура и низкая влажность;
9.Какая относительная влажность воздуха наиболее
благоприятна для человека:
А) 10-20%
Б) 70-80%
В) 45-60%
Г) 90-95%
10.Какое воздействие высокое давление оказывает на
человека:
А) вызывает чувство легкости, улучшением
вдоха-выдоха,
Б) возникает чувство сдавливания, болей в ушах,
затруднением выдоха
В) нормализация пульса
Г) все ответы верны
11. Пребывание в
помещении с высокой влажностью и низкой температурой понижает:
А) иммунитет
Б) выработку адреналина
В) ритм сердечных сокращений
Г) скорость свертывания крови
Комментариев нет:
Отправить комментарий